- Карл Юнг: карты Таро как путь к бессознательному
- Карты Таро Роберта Ванга
- I Маг
- II Жрица
- Архетипы Таро. Путь души в пространстве старших Арканов.
- Уровень души – Шут, Маг и Жрица.
- Следующая ступень Пирамиды – уровень семьи – Императрица, Император, Иерофант (Жрец).
- Социальный уровень – Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник.
- И следующий уровень – уровень идей.
- Уровень реализации – Дьявол, Башня, Звезда, Луна, Солнце, Суд, Мир.
Карл Юнг: карты Таро как путь к бессознательному
Общепризнано, что стандартные колоды игральных карт, которые мы используем для разных игр, произошли от Таро. «Как и в наших современных картах, – пишет Салли Николс (Sallie Nichols), – колоды карт Таро состоят из четырёх мастей по десять «достоинств» каждая. В колоде Таро у каждой масти есть четыре «фигурные» карты: Король, Королева, Валет и Рыцарь». Последняя фигура «таинственным образом исчезла из современных колод», хотя примеры игральных карт с Рыцарем обнаружены в палеонтологических находках. Современный Джокер – это сохранившаяся карта Паж из Таро. Сходство между двумя типами колод значительное, но, кажется, никто, кроме адептов, не рассматривает возможность их использования для предсказания будущего. А выдающийся психиатр Карл Юнг, должно быть, рассмотрел бы.
Как объясняет Мэри К. Грир (Mary K. Greer), в лекции, прочитанной в марте 1933 года, Юнг рассказал о своих взглядах на Таро, отмечая, что позднесредневековые карты «действительно предшествовали нашей колоде карт, в которой красное и чёрное символизируют противоположности, и деление на четыре масти – трефы, пики, бубны и червы – так же относится к индивидуальным символам.
Это психологические образы, символы, с которыми человек играет так же, как бессознательное, кажется, играет со своим содержимым, – говорит Юнг. – Карты объединяются определённым образом в различные комбинации, соответствуя игровым событиям в истории человечества». В картах Таро изображены «символы или символические ситуации. Эти образы – Повешенный, Башня, Солнце – своего рода архетипические идеи различного характера».
Пока Юнг не сказал ничего, что ортодоксальные психологи-юнгианцы нашли бы неприемлемым, но он пошёл дальше, заявив, что на самом деле «мы можем предсказывать будущее, когда знаем, как настоящий момент развился из прошлого». Он призывал к «интуитивному методу, цель которого в понимании потока жизни, возможно, даже в предсказывании будущих событий, в любом случае в чтении условий настоящего момента». Он сравнил этот процесс с китайской практикой «И цзин» (Книга Перемен) и другими аналогичными методами предсказания. Доктор философии, психоаналитик и ближайшая коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц (Marie-Louise von Franz) рассказывает в своей книге «Психика и материя» (Psyche and Matter):
Юнг предлагал людям [после серьёзной трагедии, конфликта, развода] вовлечение в процедуры гадания: использовать «И цзин», разложить карты Таро, обратиться к мексиканскому календарю для предсказания, составить гороскоп или прибегнуть к геомантическому гаданию. Если гипотеза Юнга верна, результаты всех этих процедур должны были совпасть.
Казалось, содержание имеет гораздо меньшее значение, чем форма. Ссылаясь на доктрины соответствий Сведенборга, Юнг в своей лекции отмечает:
Человек всегда испытывал потребность в обнаружении через бессознательное смысла текущих условий, потому что существует некое соответствие или подобие между превалирующими условиями и состоянием коллективного бессознательного.
С помощью предсказаний он стремился к тому, чтобы ускорить процесс «индивидуации», движения в направлении к цельности и целостности путём игровых комбинаций архетипов. Ещё один мистик и психотерапевт Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) добавляет: «Таро научит вас, как формировать душу». Фаэна Алеф (Faena Aleph) отмечает, что Юнг воспринимал Таро «как алхимическую игру», которая, по его словам, являет собой попытку «единения противоположностей». Как «И цзин», карты «представляют собой цикл отрицательного и положительного, потери и обретения, тёмного и светлого».
Гораздо позже, в 1960 году, за год до своей смерти Юнг, казался менее оптимистично настроенным по отношению к Таро и оккультизму, жаловался на недостаток кадров и финансового обеспечения. Он писал:
Как показал мой «астрологический эксперимент», при определённых условиях можно экспериментировать с архетипами. По сути, мы начали такие эксперименты в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе, используя исторически известные интуитивные, т. е. синхронистические методы (астрологию, геомантию, Таро, И цзин). Но у нас было слишком мало сотрудников и слишком мало средств, поэтому мы не смогли продолжить, и пришлось остановиться.
Позднее толкователи Юнга засомневались в том, что его эксперименты с предсказаниями как аналитическим приёмом способны выдержать экспертную оценку. «Нужно нечто большее, чем «убеждать убеждённого»», – написали в статье, опубликованной в 1998 году в журнале «Парапсихология». «Этот эксперимент или любой другой должен проводиться с достаточной строгостью, чтобы большинство представителей научного сообщества были удовлетворены всеми аспектами сбора данных, анализа информации и так далее».
Толкование карт Таро Карлом Юнгом, как и другой мифической, алхимической, религиозной символики, вдохновило многих последователей, тяготеющих к парапсихологии и оккультизму. Художник и мистик Роберт Ванг (Robert Wang), вдохновлённый описанием Юнга старших арканов Таро, создал Юнгианскую колоду Таро, сопроводив ею трилогию книг: «Юнгинаское Таро и его архетипические образы» (Jungian Tarot and Its Archetypal Imagery), «Психология Таро» (Tarot Psychology) и «Идеальные предсказания с Таро» (Perfect Tarot Divination). Изображение каждой карты Ванга можно посмотреть ниже. Его книги претендует на полноту исследования юнгианской теории и практики Таро, написанной в консультации со знатоками Юнга из Нью-Йорка и Цюриха.
«Юнг и Таро: архетипическое путешествие» (Jung and Tarot: An Archetypal Journey) Салли Николс – менее объёмное и инновационное издание. В нём используется традиционная колода «Таро Райдера-Уэйта», созданная Памелой Колман-Смит и Артуром Эдвардом Уэйтом. Для тех, кто готов обнаружить взаимосвязь между системами символов и коллективным бессознательным, её книга может послужить если не средством для предсказания будущего, то инструментом для постижения интуиции.
Карты Таро Роберта Ванга
I Маг
Архетип Анимус
Анимус: бессознательные психологические мужские качества в женщине.
II Жрица
Архетип Анима
Анима: бессознательные психологические женские качества в мужчине.
Архетипы Таро. Путь души в пространстве старших Арканов.
«Мы должны без устали исследовать мир. А в конце всех наших поисков мы придем к тому, с чего начали, и словно увидим это впервые.»
Томас Элиот
Старшие Арканы Таро связаны между собою общей структурой. В арканологии существует множество трактовок этой структуры. У каждого автора своя. Мне близка позиция Хайо Банцхафа (Банцхаф), что порядок Старших Арканов иллюстрирует представления древних о движении Солнца и находит свое отражение в культурах и мифах разных народов, как метафора о путешествии Героя. Мне также любопытна идея о том, что Старшие Арканы Таро представляют собой алфавит, как способ сохранить знания о языке. В то время как Младшие– знания об исчислении. Язык отражает культуру, и алфавит разных народов содержит в себе воззрения на мировой порядок, на развитие любого процесса, будь то жизнь вселенной, или отдельного человека. Шут – нулевой Аркан – является путешественником. Это уникальная карта колоды. Он долгое время оставался без номера и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. И только Мазерс, а за ним А.Уэйт ставят этого скитальца в начало колоды. Шут уникален тем, что метафизически включает в себя всю колоду. Он обозначает абсолютное ничего, не обусловленное ни формой, ни содержанием. Поэтому на каждом новом этапе пути, он становиться следующим Арканом, обретая его функции. И вся череда карт – это этапы пути Шута. От бродит по этим ступеням, и в какой-то момент становиться то Императрицей, то Отшельником. Как и наша душа, которая растет, подчиняясь законам эволюции, самоактуализируется последовательно в каждом из Арканов, и наконец расцветает во всем многообразии в Аркане Мир. Именно путь реализации души, которая стремиться к совершенству, восстанавливает свою целостность, показан в Пирамиде опыта.
Уровень души – Шут, Маг и Жрица.
Шут – Верховная Личность человека, идентичная предельной реальности космоса, которая в религиях именуется различно – Брахман, Дао, Аллах, Бог, а в трансперсональной психологии называется Mind и «есть то, что имеется, и всё, что имеется; не находящийся в пространстве и потому – бесконечный, не существующий во времени и потому – вечный, вне пределов которого ничего не существует. На этом уровне человек идентифицирован с универсумом, Всеединым, или даже скорее он и есть Всеединое. … Этот уровень надо рассматривать… как единственно реальное состояние сознания, относительно которого все остальные уровни / — Старшие Арканы Таро, следующие за Шутом / — существенно иллюзорны.» (Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, — С. 33) Шут – это божественное состояние Вселенной и человека – традиционно связывают с местом пребывания души до зачатья, а также с внутриутробным и младенческим периодами развития. И это такое качество, когда мы еще не отделяем Я от Мира. Здесь нет границы между внутренним и внешним, нет осознания себя, своего бытия. А значит нет и понимания своих возможностей или не возможностей, что дает абсолютная свободу. Свободу быть любым. И с этим неразделенным космическим сознанием человек приходит в этот мир.
Следующие две карты – Маг и Жрица – это две части сознания: мужская и женская, логика и интуиция, рациональность и креативность, левое и правое полушарие мозга. Маг – активность и внедрение. Жрица – пассивность и принятие. И здесь находят свое отражение космогонические представления о первоначальном иллюзорном дуализме, о разделении Неба и Земли, «субъекта и объекта, познающего и познаваемого, наблюдателя и наблюдаемого; онтологически – это разделение между Я и другими, организмом и средой…Как только человек начинает отождествляться со своим организмом, тут же возникает проблема бытия и небытия, жизни и смерти. Появление такой двойственности с необходимостью влечет за собой возникновение времени, ибо в безвременье вечного Mind не существует ни рождения, ни смерти, ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего.» (Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, — С. 36) Здесь хочу отвлечься на одну из психоаналитических идей, которая также, как и трансперсональная, находит свое отражение в структуре Старших Арканов Таро. Наша психика условно состоит из трех частей. Сознание – маленькая верхушка айсберга, все, что мы понимаем, осознаем и пытаемся контролировать. Эта часть соответствует Магу. Затем, личное бессознательное или интуиция соответствует Жрице. Это наш опыт, который мы не осознаем: внутриутробное развитие, процесс рождения, большинство событий раннего детства, и другой опыт, который по каким-то причинам вытеснен из сознательной памяти, что помогает создать единственный в своем роде субъективный мир отдельной личности. И, наконец, большая часть психики – это коллективное бессознательное. Эта часть общая у всех людей, вне зависимости от эпохи и места рождения, от воспитания и условий жизни. Она передается по наследству и содержит базовые общечеловеческие понятия, например, добро и зло, мать и отец, успех и поражение. Это опыт нашего рода, нации, этноса, всего человечества, и еще шире – животных, растений, минералов, всего космоса. В картах Таро это Шут, и одновременно с ним все Старшие Арканы как архетипы, отправные точки восприятия мира.
Следующая ступень Пирамиды – уровень семьи – Императрица, Император, Иерофант (Жрец).
Человек рождается в этот мир, и первое существо, которое он встречает – это мама. Третий Аркан Императрица. Во многих колодах эта карта называется Великая Мать или Хозяйка. В контакте с матерью человек получает опыт базового доверия, сытости, достаточности, удовлетворения, наслаждения и удовольствия. Надо сказать, что любой Аркан как архетип амбивалентен, двойственен. Так, Императрица-мать может быть заботливой и любящей, и одновременно жестокой, необузданной и жадной. И переживание этих состояний конкретным человеком зависит от личного опыта общения с мамой в его детстве. Примерно с трех лет становиться значимой фигура отца и следующий Аркан – это Император. И за ним стоят такие качества, как ответственность, власть, контроль, дисциплина, статус, соблюдение субординации. В нашей жизни этот архетип ранжируется: сначала отец, потом начальник, государство и, наконец, верховный начальник – судьба.
Третья карта уровня семьи – Иерофант. Его еще называют Первосвященник или Жрец. Эта карта нам говорит о самом понятии эгрегора и семьи, как духовного сообщества. О процессе воспитания, передачи традиций, нравственных воззрений социума, в котором живёт человек. Она изображает учителя, старейшину рода. С ней связано любое коллективное движение к истине, в том числе религия, мораль и школа.
Обратите внимание, что здесь в структуре Таро ясно выделяются две смысловые пары. Маг и Жрица, Император и Императрица, олицетворяющие мужское и женское начало. В чем их разница? Маг и Жрица – представляют мужскую и женскую суть, энергию, которая есть в душе каждого человека вне зависимости от его пола. Эта мужская и женская сущности Бога-Творца. А Император и Императрица – это конкретный мужчина (в частности, отец, муж) и конкретная женщина.(мать, жена). И в то же время государственный миропорядок на земле (Император) и изобильная Мать-природа (Императрица). Маг – активное мужское начало. Его функция – создавать, генерировать идеи. Жрица – пассивное женское начало. Ее функция – сохранять информацию. Императрица – активное женское начало. Ее функция – созидать природу реального мира. Император – пассивное мужское начало. Его функция – сохранять структуру реальности. Есть и третья смысловая пара, не столь явная – Жрица и Жрец (Иерофант). Жрица олицетворяет собой Прародительницу, так же как Жрец – Прародителя. Корни рода. Таким образом, Жрица входит в пару и с Магом, и со Жрецом. Потому что связана с процессом женских инициаций. Этапы этого процесса показывает ее корона. Три фазы луны. Молодой месяц олицетворяет превращение девочки в девушку, чистоту, невинность и ожидание мужчины, готовность к инициации. Полная луна – женщину в рассвете сил, познавшую любовь и плодоносящую. Ущербный месяц – это женщина, вступающая в период мудрости, хранительница знаний и обрядов (повивальных, свадебных, похоронных). Это связывает Жрицу с мифическим образом Мойры, прядущей, отмеряющей и обрезающей нить судьбы.
Социальный уровень – Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник.
Итак, человек воспитанный в традиции своего рода, усваивает свою культуру и выходит на следующий уровень – социальный. Здесь он совершает свое становление в обществе. Первая карта, карта через которую он сюда попадает – шестой Аркан Влюбленные. Карта партнерских отношений. Она связана с осознанием различия полов, выбором «второй половинки», и как следствие, с отделением от родительской семьи и созданием своей собственной. Влюбленные отражают архетипы Анимы (женской части мужской души) и Анимуса (мужской части женской души). Роль этих архетипов важна на пути к самоактуализации личности и проявляется в дальнейшем порядке Старших Арканов. Проецируя на своих любовных партнеров собственную Аниму или Анимуса, мы усваиваем уроки жизни, познаем собственную темную сторону, интегрируемся с ней и с другими частями внутреннего мира, и наконец, освобождаемся от проекций, узнавая вещи такими, какие они есть. Влюбленные иллюстрируют проекционные отношения с миром вообще. Это проекции собственных состояний, желаний, ожиданий на мир, и в частности на партнеров. Так например, придя на вечеринку, влюбленный мужчина ищет свою девушку, и остальное происходящее для него вторично. Голодный человек стремиться к накрытому столу. Нарядная женщина оценивает платья подруг… Каждый выделяет из общего фона значимую для него фигуру, видит в другом актуальные для него черты.
Если в Аркане Влюбленные человек, словно лучом фонарика, очерчивает выбранную им область, то седьмой Аркан – Колесница – это движение по этому лучу к своей цели, когда выбор уже сделан, симпатии определены. Карта социальных достижений, амбиций, успешности, в том числе в карьере. Здесь мы видим выезд триумфатора. Это архетип героя, который управляет своим движением.
Далее в порядке Старших Арканов Таро еще со времен Мазерса существует запутанность. Наставник А.Уэйта не только поставил Шута в начало колоды, но и поменял местами Арканы Силы и Правосудия (Справедливости). Не буду углубляться в теоретическое обоснование этой замены. С точки зрения путешествия Шута и развития души, важно, как человек приходит от социальной жизни (Колесница) к духовной (Отшельник), от «мирских» целей к поиску внутреннего смысла. В марсельском порядке Таро этот переход лежал через Аркан Правосудия. То есть через ответственность героя за свои поступки, понимание причинно-следственных связей. В колоде Уэйта восьмой Аркан – Сила. И здесь для обретения мудрости герою необходимо овладеть психической энергией, мягко и гибко приручить собственного зверя, научиться разрешать внутренние и внешние конфликты, «играть с огнем», управлять собственными чувствами гнева и желания. Пред тем как искать духовности нужно принять свое тело, которое регулярно хочет есть, пить, любить и заключает в себе множество инстинктов, не подчиненных разуму. Таким образом, доуэйтовский порядок Таро можно назвать путем философа, ума, а послеуэйтовский – путем йогина, тела. Есть и еще одно обоснование такой замены. Колесница и Сила связаны с обрядами жизненного цикла человека, а именно с пубертатными инициациями юношей (Колесница) и девушек (Сила). Такие обряды архетипичны, так как распространены по всему миру, присутствуют в истории всех культур и имеют прочное место в нашем бессознательном. Пубертатные инициации приурочивались к проявлению половых биологических признаков и формально закрепляли изменение социального статуса человека, переход в сообщество взрослых людей. А психологически проявлялись как противостояние природным инстинктам и осознанное, ответственное движение по собственному пути.
Пройдя через Силу (или через Правосудие) человек попадает в Отшельника, где он осознает, что есть нечто главное, а именно поиск смысла, поиск Бога, поиск себя. Это так похоже на переживания возрастных кризисов, особенно на кризис среднего возраста. И на этом заканчивается социальный этап. Обратите внимание, он начинается выбором партнерства, проходит через управление сексуальной энергией и ответственность и заканчивается одиночеством. Так в главных экзистенциальных вопросах своей жизни человек одинок. Интересно, что арабское начертание шестерки и девятки иллюстрирует эти процессы. Шестерка – раскручивающаяся спираль – выход за пределы себя. Девятка – закручивающаяся спираль –уход в себя из мира. Уровень идей – Колесо Фортуны, Справедливость, Повешенный, Смерть, Умеренность. Когда человек становиться Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая опыт.
И следующий уровень – уровень идей.
Их пять. Они выражены в пяти мировых религиях. И первая, с которой встречается Отшельник, — это идея о карме. Аркан Колесо Фортуны. Эта карта говорить о том, что у всего сущего есть заданность развития, программа, судьба. И в жизни человека в целом, и в отдельных ее аспектах. И постижение этой данности, осознание этих повторяющихся сценариев, участие в них (пребывание на ободе Колеса) и одновременное наблюдение со стороны (пребывание в центре Колеса) дает человеку возможность быть осознанным, попасть в поток везения, оказаться в нужном месте, в нужное время, и в конечном итоге – выйти за пределы заданного обращения Колеса. Среди религий этой идее лучше проявляется в буддизме. Когда человек видит в жизни фатальную предрешенность, он понимает, что платит по своим счетам.
Следующая карта – Правосудие – идея о законе. И помимо нашего взгляда на справедливость, эта карта еще связана с таким сложным понятием как системная совесть. Есть законы, которые не понятны лично нам, но логичны с точки зрения системы, например, системы рода. Системная совесть регулирует коллективные процессы, приводит к балансу отношения между людьми, гармонизирует взаимообмен «брать-давать». Это ответ на такой несправедливый вопрос, почему рождаются больные дети, и на многие другие вопросы. Наши чувства и даже наша мораль могут говорить нам, что это несправедливо, но наблюдая за закономерностями развития нашего рода, мы понимаем, почему так происходит. В системе должен быть баланс, говорит эта карта, даже путем страдания кого-то. Эта идея лучше воплощена в таких монотеистических религиях, как иудаизм и мусульманство. Вспомните жертвоприношение Авраама. Беспрекословное, трезвое подчинение требованию Бога, закону системы, не взирая на собственные чувства.
После суда часто бывают казни, и следующая карта – Аркан Повешенного. Это не только казненный преступник. На дереве (кресте) висели и боги, например Христос, Митра и Один. Часто посвящение происходит через мучительные и, на первый взгляд, бессмысленные страдания и изоляции. Здесь представлена идея о жертве, о том что можно спасти главное, принеся в жертву ценное и важное, стяжаемое, может быть, на протяжении всей жизни. Но прежние знания, опыт, достижения на этом этапе не приводят к решению, только больше запутывают человека. Необходимо прийти к качественно новому состоянию – к инсайту. Это в том числе и христианская мысль об искуплении: в страданиях душа совершенствуется. То есть это путь, ведущий к озарению. Инициация, способствующая пониманию истинной сути всех вещей. Надо сказать, что Арканы этого уровня это не только идеи, которые постигает душа, но и продолжение ее движения по линии времени. Человек понимает, что есть его собственная программа (Колесо Фортуны) и есть законы, над которыми он не властен (Правосудие). И это период зрелости. Затем в Повешенном он ограничен в своих действиях, хоть и озарен иными знаниями. И это период болезней и старости. Следующий этап – это Смерть. И все, о чем дальше пойдет речь, напоминает мистические представления о жизни после физической смерти, во многом совпадает с описанием в Книге Мертвых и с другими религиозными взглядами. Также Повешенный олицетворяет заходящее Солнце и прохождение светила по подземному Царству. (Банцхаф)Однако, порядок Старших Арканов после Аркана Смерти – это не просто повествование о загробном мире, а прежде всего – путь ассимиляции в пространстве Мировой Души опыта, полученного человеком при земной жизни.
Тринадцатый Аркан – Смерть – идея о трансформации. О том, что жизнь постоянно меняется. И прямо в это мгновенье слова, которые вы читаете, уже становятся прошлым. И следующее их прочтение, возможно, откроет совсем иной смысл. Еще в утробе матери клетки неродившегося ребенка образуются, меняются, делятся и отмирают. Это естественный процесс, который происходит постоянно и прямо сейчас. Жизнь движется, благодаря смерти. Эта идея ясно развита в шаманизме.
После Смерти мы встречаемся с Ангелом-Хранителем, неким светоносным существом. В Таро его являет Аркан Умеренность. Это Архангел Михаил в христианстве, или бодхисатва в буддизме. Он достиг совершенства, но остался в земном мире помощником в повседневных делах, проводником в подземном царстве. Он наш спутник в ассимиляции опыта, такой же, каким являются Анима и Анимус в приобретении этого опыта в земной жизни. Эта Аркан чувства меры в искусстве алхимии души, чуткости в смешивании противоположенных начал – материального и духовного, добра и зла, черного и белого, мужского и женского. Эта идея о Дао воплощается, например, в даосизме. Любопытно, что содержание кризисных Арканов перекликается с описанием последовательных переживаний базовых перинатальных матриц в трансперсональной психологии, в частности, с опытом космического поглощения и безысходности (Повешенный), борьбы с демоническими персонажами и смерти (Смерть), возрождения и видения радужного света невероятной красоты (Умеренность). (Гроф С. Принципы холотропной терапии // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, — С. 56-59)
Уровень реализации – Дьявол, Башня, Звезда, Луна, Солнце, Суд, Мир.
Следующий уровень Пирамиды – уровень реализации, на котором душа приходит к своей целостности. Здесь семь карт. Возможно, они соответствуют мистическому взгляду на семь тел человека, семь основных астрологических планет, семь нот, семь цветов радуги и другие архетипические семирицы. И первая карта, с которой мы встречаемся на этом уровне – это Дьявол, архетип Тени. Он князь мира сего, мира земного, сансары, где действуют законы обусловленности судьбой, материей, смертью. Здесь генерируется и сосредотачивается энергия. Представьте себе большое и полезное животное. Кого вы представили? Это животное когда-то родилось одновременно с вами. И его еще в младенчестве посадили в тесную, темную и голодную клетку. То ли из страха перед его будущей силой, то ли из представлений о чем-то плохом. Шло время, рос человек, и животное росло вместе с ним. И из животного вырос монстр, уродливый, ненасытный в своих желаниях и всемогущий. Согласно мифам, человеческая душа спускается в ад подземного царства, проходя искушения собственного эго. И здесь интегрируется со своей Тенью, ранее отчужденной от образа самого себя и кажущейся слишком болезненной, пагубной и нежелательной. Человеку здесь комфортно, и выходит он из Дьявола тяжело. Через Аркан Башня. То есть через катарсис, разрушение прежних устоев.
Это крушение тех стен, которые когда-то защищали нас и теперь стали малы, как одежда, из которой мы выросли. Нам самим осознать это трудно, мы к ним привыкли, поэтому необходимо потрясающее основы событие, как удар молнии. И одновременно это образ Вавилонской башни – падение гордыни, разрушение эго и самой структуры личности. Энергия аккумулированная в Дьяволе вырывается наружу, высвобождается, очищая психическое пространство.
Таким образом, Дьявол аллегорически представляет собой сошествие в ад, Башня – чистилище (по мифам, промежуточное место между адом и раем), а следующий Аркан – Звезда – архетип чистоты и надежды. Это парадоксальная возможность сохранить себя в будущем без персонификации личного опыта, но через «волновой эффект». Последствия наших действий и мыслей влияют даже без нашего ведома и усилий на людей, встреченных нами, и далее – на их знакомых, которых мы никогда не встречали, и на следующие поколения. Или как писал об этом удивительном послании Ирвин Ялом: «Часть тебя теперь находится внутри меня. Она изменила и обогатила мен я, и я готов передать это дальше, другим людям.» «Ищите меня в моих друзьях.» (Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. – М.: Эксмо, 2008. – С. 111, 171). Здесь есть понимание связи со всеми людьми, братства, где каждый связан с каждым системным взаимодействием всего со всем. Трансперсональный опыт, медитативная и религиозная практика знают такое состояние сознания, когда границы человека и остального мира не фиксированы и не абсолютны. В Аркане Звезда и далее возможна пространственное единение с любым объектом, включая весь космос. Звезда льет из двух кувшинов мертвую и живую воду. Преображение представлено в следующих двух картах. Купание в мертвой воде – в Аркане Луна, в живой – в Аркане Солнце. В сказках человек входит в начале в мертвую воду, и она ведет в наши скрытые страхи, в небытие, в забвение.
Луна – Аркан темного предрассветного часа, самая глубокая точка Пирамиды опыта, середина ее основания и такой уровень исторической регрессии, когда сознание может идентифицироваться с биологической клеткой, быть связанным с жизнью животных, сущностью растений и минералов, процессами и объектами неорганического мира. Возможно, это изначальное знание о последствиях изменения тела после смерти, о его превращении в материю земли и продолжении его существования в других формах жизни. Под влиянием Луны находятся многие поступки, о причинах которых мы не догадываемся, тонкие нюансы поведения, которые мы не отслеживаем. Попытки осознать эти базовые процессы вызывают тревогу, трепет перед работой уникального механизма нашей Жизни. Поэтому Луна – это период сумерек, темного предрассветного часа, который проживается человеком в естественном трансе. Это уровень вневременного мифа, сказки, притчи, которые каждый потом трактует по-своему, но основное воздействие так и остается сокрытым.
Следующий Аркан – Солнце. Здесь речь идет о той части души, которая в разных религиях и ученьях называется по-разному. Искра Божия в человеке, сущностный центр, Самость, тело Света, неделимая Монада, нечто главное в нас. Здесь сознание выходит за пределы воспринимаемого чувствами мира и переживает интеграцию с многочисленными архетипическими персонажами и сюжетами, божествами различных культур. Это состояние внутреннего света и радости, уникальной и единственной реализации человеческой индивидуальности.
Из этого светоносного качества душа, как Феникс, возрождается к новой жизни в Аркане Суд. Здесь наступает новая эра для человечества и единичная душа приобщается к всеобщим процессам, коллективным программам своего рода, нации, этноса.
И, наконец, в Аркане Мир человек приходит к своей целостности, интегрирует все части своего существа. Здесь возможно переживание сознания целой биосферы, нашей планеты и всей Вселенной. Так, «многие трансперсональные переживания включают события их области микрокосма и макрокосма, которые не могут быть обнаружены непосредственно с помощью органов чувств, или же события, относящиеся к периоду до возникновения солнечной системы, связанные с формированием планеты Земля, появлением живых организмов, развитием центральной нервной системы и появлением человека разумного. А это, безусловно, означает, что в каждом человеке непонятным пока еще образом содержится информация обо всем в мире или обо всей жизни, что человек потенциально способен контактировать с каждой из частей этого многообразия бытия и представляет собой в каком-то смысле целостную космическую структуру, хотя каждый есть всего лишь бесконечно малая её часть, отдельная и малозначащая биологическая сущность.» (Гроф С. Принципы холотропной терапии // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, — С. 67.) Аркан Мир (Вселенная) – это архетип вновь обретенного рая, завершение процесса актуализации и возвращение к истоку. В качестве метафоры, мне нравиться история об одном юноше, который решил отправиться в длительное путешествие, построил корабль, собрал команду, прошел пять моей, пережил множество приключений. И подплывая к родной земле увидел одиноко стоящую фигуру, которая ждала его на берегу. Кто бы это мог быть, ведь он никому не сообщил о своем возвращении? Юноша сошел на землю и узнал во встречающем его человеке самого себя. Они подошли совсем близко друг к другу и слились в единое целое. Истинное путешествие заканчивается воссоединением с самим собой, когда душа-путешественник приносит свой опыт, ассимилируется в океане Мировой души и всеобъемлющая жизненная сила вбирает ее в себя. Примечание.
При внимательном исследовании Пирамида открывает новые смыслы. Так, возможно правый склон Пирамиды (от Шута через Жрицу, Жреца, Отшельника, Умеренность к Миру) отражает эзотерические представления о Горном пути, левый (от Шута через Мага, Императрицу, Влюбленных, Колесо Фортуны к Дьяволу) – о Дольнем. Вот, что пишет Х.Банцхаф: «Дуальность обнаруживается в обоих путях, ведущих человека к познанию, пути магическом и пути мистическом. Они, в свою очередь, соответствуют двум основным способам сосуществования с Природой: вмешательству и приспособлению. Путь Мага – это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада – и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации (Аркан Дьявола – примечание автора). Это активный путь силы, преображающий мир «всеми возможными способами», а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это – энергия Мага, предполагающая активное действие, в отличии от энергии Жрицы, идущей по мистическому пути невмешательства, того самого недеяния, которое мы в наши дни находим на Востоке в качестве основополагающе жизненной позиции. Мистический путь означает тренировку, терпение и готовность услышать божественный зов, получить веление свыше и выполнить его (и об это Аркан Мир – примечание автора). Проще говоря, маг ищет, а мистик ждет, чтобы его нашли. И тот и другой путь – это путь познания, но каждый из них соответствует одному из двух полюсов как космической, так и человеческой дуальности, проявляющейся во всем, начиная с различной роли двух полушарий нашего мозга. Но при этом ни один из путей не важнее, не «правельнее» и не лучше другого. Он плох, если человек идет только им одним, и хорош, если человек соблюдает в его отношении верную меру. Поэтому и герой нашей повести, как и каждый из нас, должен пройти о тот, и другой путь, чтобы достичь цели.» ( ) Арканы уровня идей и уровня реализации, расположенные друг над другом, имеют смысловые связи, будто одни находят свое выражение через другие. Колесо Фортуны и Башня – заключенность в сценарий и разрушение оков. Справедливость и Звезда – баланс «Я и другие» и растворение в других. Повешенный и Луна – путь в транс и пребывание в растворенном состоянии сознания. Смерть и Солнце – смерть и жизнь. Умеренность и Суд – Ангел смерти и Ангел возрождения. Интересна центральная ось: Шут, Император, Повешенный, Луна… Эти тайны ждут своих путешественников. Может быть, Вас…
Алёна Солодилова-Преображенская, психолог, мастер Школы психологического Таро.