Гэри голдшнайдер вечный гороскоп тайна знаков зодиака

Гэри голдшнайдер вечный гороскоп тайна знаков зодиака

© Литвинова И. Α., перевод на русский язык, 2007

© Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2007

© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016

Книга «Вечный гороскоп» станет вашим надежным гидом в сложном мире познания индивидуальности. На ее страницах соседствуют психология и история, нумерология и Таро и конечно же астрология. Достаточно знать день рождения любого интересующего вас человека – и вот вам ключ не только к глубокому самопознанию, но и к взаимопониманию с друзьями, любимыми, да и просто с новыми знакомыми.

Астрологи справедливо утверждают, что скрупулезный астрологический анализ личности возможен лишь на основе точного времени, места и года рождения человека, что, в свою очередь, связано с определенным расположением планет, их аспектов, транзитов и прогрессий. И тем не менее можно нарисовать довольно точный портрет индивидуума, зная лишь дату его рождения. Однако популярная астрология носит общий, усредненный характер, поскольку в ее основе – исключительно солнечный гороскоп, который может подсказывать лишь то, в каком зодиакальном знаке находилось Солнце в момент вашего появления на свет (например, Близнецы, Рыбы или Скорпион), но он совершенно не уточняет, что же особенного было в этом дне. Так сложилось, что большинство людей на планете знают свой знак по солнечному гороскопу и вполне этим довольствуются.

«Вечный гороскоп» – первый в своем роде всеобъемлющий труд, который позволяет продвинуться хотя бы на шаг вперед в «солнечной» астрологии. В книге приведены характерные особенности каждого дня года, и ассоциированы они не только со знаками солнечного гороскопа. Вполне правомерен вопрос: не являются ли наши утверждения голословными, из чего же мы все-таки исходим, составляя наш гороскоп? Чтобы ответить на них, необходимо прежде всего обратиться к истории астрологии.

С незапамятных времен солнечные астрологи позволяют себе комментировать персональные особенности индивидуума, пользуясь определенными обобщениями, связанными с тем или иным зодиакальным знаком. Так, некоторые знаки ассоциированы со стихией Огня, которая заряжает человека огромной энергией и буйным темпераментом. Знаки классифицируются и по качествам (крестам): так, например, фиксированный крест символизирует упрямство, настойчивость и проницательность. (Более подробно мы обсудим стихии и качества чуть ниже.) Кроме того, астрологи связывают каждый зодиакальный знак с планетой (речь идет о восьми известных науке планетах, а также о Солнце и Луне) и добавляют ему характеристики небесного тела. Следует отметить, что сложилось устойчивое мнение, будто традиционная символика знаков Зодиака основана на конфигурации небесных констелляций (созвездий), исходя из которой и рассматривается индивидуальность людей. Скажем, для рожденных 12 сентября подойдут характеристики земного, непостоянного знака Девы, управляемого Меркурием. Девы, как правило, дотошны, умны и суетливы, они не прочь менять свое мнение, но опять же руководствуясь лишь собственными соображениями и доводами.

Настоящий труд хотя и принимает многие из обобщений, касающихся зодиакальных знаков, тем не менее в известной мере отступает от общепринятой методологии, в первую очередь рассматривая характеристики дней, затем периодов и, наконец, собственно знаков. Такой подход скорее дедуктивный, нежели индуктивный, поскольку акценты расставлены несколько иначе. Возвращаясь к вышеприведенному примеру, озвучим их так: нас интересует не то, какими могут быть Девы, но каковы же на самом деле люди, рожденные 12 сентября. Изучив биографии рожденных в этот день знаменитостей, да и многих обыкновенных людей, проследив их жизненный путь и на миг абстрагируясь от ярких особенностей характера, которые составляют основу индивидуальности каждого, зададимся единственным, достаточно простым вопросом: что же объединяет их всех?

Зерно этой книги – в классификации индивидуумов по дням их рождения, без учета национальностей, рас и эпох. При этом делается попытка нащупать связь между психологией и историей. Безусловно, основным критерием выстроенной автором системы персонологии является день рождения. За конкретными датами – судьбы известных и влиятельных личностей, а помимо них – судьбы многих и многих сотен обычных людей, которых автор наблюдал как в течение нескольких минут, так и на протяжении всей жизни.

Если астрологию принято считать наукой небесной, персонологию можно назвать наукой земной. В самом деле, базисным элементом, на котором строится персонология, является год. Годовые ритмы определяются главным образом сменой времен года, которая сопровождается соответствующими изменениями продолжительности дня и ночи. Эти параметры, связанные с движением Солнца, из года в год остаются практически неизменными. Мы, земляне, привязаны к колесу жизни, вращение которого диктует (в Северном полушарии) следующее правило: начиная с зимнего солнцестояния, которое приходится на 22 декабря, дни становятся длиннее, а ночи короче – до тех пор, пока к 21 марта не установится весеннее равноденствие и день не сравняется с ночью. Это время года – а оно, как известно, приходится на промежуток между солнцестоянием и равноденствием – мы называем зимой. Земля покрывается снегом, большинство растений прекращает свой рост, многие животные впадают в спячку, а некоторые из них надевают теплую шубку, чтобы устоять перед злыми ветрами. Весной, когда дни становятся длиннее, жизнь приобретает присущее ей ликующее многообразие форм, и ее активность достигает кульминации к 22 июня, дню летнего солнцестояния. Время сбора урожая совпадает с началом осени, а 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Затем дни опять становятся короче, солнце уже не поднимается высоко, и мир вновь словно уходит в себя, готовясь к зиме.

Итак, в персонологии основными точками года являются весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. Схематично их можно представить в виде креста, вокруг которого происходит вращение колеса жизни. Эти четыре точки, вписываясь в межзнаковое пространство, не совпадают ни с одним из двенадцати зодиакальных знаков: весеннее равноденствие размыто между Рыбами и Овном, летнее солнцестояние – между Близнецами и Раком, осеннее равноденствие – между Девой и Весами, зимнее солнцестояние – между Стрельцом и Козерогом. Каждый из этих четырех периодов соответствует астрологическому пику. И здесь, пожалуй, правомерно следующее суждение: в то время как астрология делает акцент на зодиакальных знаках, персонология в большей степени зависит от пиков. Впрочем, противоречия между двумя системными подходами нет, разве что иначе расставлены акценты и выбран угол зрения.

Великий психолог Карл Густав Юнг неустанно напоминал о естественных ритмах природы, заостряя внимание на том, что определенные виды растений, животных, а также различные формы и идеи появляются на свет в строго отведенное для них время года. Его совершенно не удивляло и то, что в определенное время года рождается тот или иной тип людей. Юнг подчеркивал, что человек неотделим от живой природы.

Читайте также:  Руны для любовного приворота

Персонология идет дальше: она берет на себя смелость утверждать, что каждый человеческий типаж имеет специфическую дату рождения. Юнг обратил внимание на то, что каждый из нас, представителей рода человеческого, независимо от места рождения и образа жизни, является своеобразным кладезем символов, которые довлеют над нами. Сама по себе астрологическая символика зиждется не только на конфигу рациях созвездий, но также и на человеческих прототипах.

Изучая характеры многих людей, рожденных в один день, в соответствии с базовыми постулатами психологии и астрологии, персонология пытается выявить и изучить знаковые идеи, действия, концепции, столкнуться с которыми – будь то в настоящем, прошлом или будущем – предстоит каждому человеку.

Источник

Текст книги «Вечный гороскоп. Тайна знаков зодиака»

Автор книги: Гэри Голдшнайдер

Жанр: Эзотерика, Религия

Текущая страница: 1 (всего у книги 89 страниц) [доступный отрывок для чтения: 25 страниц]

Гэри Голдшнайдер, Джуст Элфферс
Вечный гороскоп
Тайна знаков зодиака

© Gary Goldschneider and Joost Elffers, 1994

© Литвинова И. Α., перевод на русский язык, 2007

© Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2007

© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016

Введение

Книга «Вечный гороскоп» станет вашим надежным гидом в сложном мире познания индивидуальности. На ее страницах соседствуют психология и история, нумерология и Таро и конечно же астрология. Достаточно знать день рождения любого интересующего вас человека – и вот вам ключ не только к глубокому самопознанию, но и к взаимопониманию с друзьями, любимыми, да и просто с новыми знакомыми.

Астрологи справедливо утверждают, что скрупулезный астрологический анализ личности возможен лишь на основе точного времени, места и года рождения человека, что, в свою очередь, связано с определенным расположением планет, их аспектов, транзитов и прогрессий. И тем не менее можно нарисовать довольно точный портрет индивидуума, зная лишь дату его рождения. Однако популярная астрология носит общий, усредненный характер, поскольку в ее основе – исключительно солнечный гороскоп, который может подсказывать лишь то, в каком зодиакальном знаке находилось Солнце в момент вашего появления на свет (например, Близнецы, Рыбы или Скорпион), но он совершенно не уточняет, что же особенного было в этом дне. Так сложилось, что большинство людей на планете знают свой знак по солнечному гороскопу и вполне этим довольствуются.

«Вечный гороскоп» – первый в своем роде всеобъемлющий труд, который позволяет продвинуться хотя бы на шаг вперед в «солнечной» астрологии. В книге приведены характерные особенности каждого дня года, и ассоциированы они не только со знаками солнечного гороскопа. Вполне правомерен вопрос: не являются ли наши утверждения голословными, из чего же мы все-таки исходим, составляя наш гороскоп? Чтобы ответить на них, необходимо прежде всего обратиться к истории астрологии.

С незапамятных времен солнечные астрологи позволяют себе комментировать персональные особенности индивидуума, пользуясь определенными обобщениями, связанными с тем или иным зодиакальным знаком. Так, некоторые знаки ассоциированы со стихией Огня, которая заряжает человека огромной энергией и буйным темпераментом. Знаки классифицируются и по качествам (крестам): так, например, фиксированный крест символизирует упрямство, настойчивость и проницательность. (Более подробно мы обсудим стихии и качества чуть ниже.) Кроме того, астрологи связывают каждый зодиакальный знак с планетой (речь идет о восьми известных науке планетах, а также о Солнце и Луне) и добавляют ему характеристики небесного тела. Следует отметить, что сложилось устойчивое мнение, будто традиционная символика знаков Зодиака основана на конфигурации небесных констелляций (созвездий), исходя из которой и рассматривается индивидуальность людей. Скажем, для рожденных 12 сентября подойдут характеристики земного, непостоянного знака Девы, управляемого Меркурием. Девы, как правило, дотошны, умны и суетливы, они не прочь менять свое мнение, но опять же руководствуясь лишь собственными соображениями и доводами.

Настоящий труд хотя и принимает многие из обобщений, касающихся зодиакальных знаков, тем не менее в известной мере отступает от общепринятой методологии, в первую очередь рассматривая характеристики дней, затем периодов и, наконец, собственно знаков. Такой подход скорее дедуктивный, нежели индуктивный, поскольку акценты расставлены несколько иначе. Возвращаясь к вышеприведенному примеру, озвучим их так: нас интересует не то, какими могут быть Девы, но каковы же на самом деле люди, рожденные 12 сентября. Изучив биографии рожденных в этот день знаменитостей, да и многих обыкновенных людей, проследив их жизненный путь и на миг абстрагируясь от ярких особенностей характера, которые составляют основу индивидуальности каждого, зададимся единственным, достаточно простым вопросом: что же объединяет их всех?

Зерно этой книги – в классификации индивидуумов по дням их рождения, без учета национальностей, рас и эпох. При этом делается попытка нащупать связь между психологией и историей. Безусловно, основным критерием выстроенной автором системы персонологии является день рождения. За конкретными датами – судьбы известных и влиятельных личностей, а помимо них – судьбы многих и многих сотен обычных людей, которых автор наблюдал как в течение нескольких минут, так и на протяжении всей жизни.

Основы персонологии

Если астрологию принято считать наукой небесной, персонологию можно назвать наукой земной. В самом деле, базисным элементом, на котором строится персонология, является год. Годовые ритмы определяются главным образом сменой времен года, которая сопровождается соответствующими изменениями продолжительности дня и ночи. Эти параметры, связанные с движением Солнца, из года в год остаются практически неизменными. Мы, земляне, привязаны к колесу жизни, вращение которого диктует (в Северном полушарии) следующее правило: начиная с зимнего солнцестояния, которое приходится на 22 декабря, дни становятся длиннее, а ночи короче – до тех пор, пока к 21 марта не установится весеннее равноденствие и день не сравняется с ночью. Это время года – а оно, как известно, приходится на промежуток между солнцестоянием и равноденствием – мы называем зимой. Земля покрывается снегом, большинство растений прекращает свой рост, многие животные впадают в спячку, а некоторые из них надевают теплую шубку, чтобы устоять перед злыми ветрами. Весной, когда дни становятся длиннее, жизнь приобретает присущее ей ликующее многообразие форм, и ее активность достигает кульминации к 22 июня, дню летнего солнцестояния. Время сбора урожая совпадает с началом осени, а 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Затем дни опять становятся короче, солнце уже не поднимается высоко, и мир вновь словно уходит в себя, готовясь к зиме.

Итак, в персонологии основными точками года являются весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. Схематично их можно представить в виде креста, вокруг которого происходит вращение колеса жизни. Эти четыре точки, вписываясь в межзнаковое пространство, не совпадают ни с одним из двенадцати зодиакальных знаков: весеннее равноденствие размыто между Рыбами и Овном, летнее солнцестояние – между Близнецами и Раком, осеннее равноденствие – между Девой и Весами, зимнее солнцестояние – между Стрельцом и Козерогом. Каждый из этих четырех периодов соответствует астрологическому пику. И здесь, пожалуй, правомерно следующее суждение: в то время как астрология делает акцент на зодиакальных знаках, персонология в большей степени зависит от пиков. Впрочем, противоречия между двумя системными подходами нет, разве что иначе расставлены акценты и выбран угол зрения.

Читайте также:  Гадание по рукам для детей

Великий психолог Карл Густав Юнг неустанно напоминал о естественных ритмах природы, заостряя внимание на том, что определенные виды растений, животных, а также различные формы и идеи появляются на свет в строго отведенное для них время года. Его совершенно не удивляло и то, что в определенное время года рождается тот или иной тип людей. Юнг подчеркивал, что человек неотделим от живой природы.

Персонология идет дальше: она берет на себя смелость утверждать, что каждый человеческий типаж имеет специфическую дату рождения. Юнг обратил внимание на то, что каждый из нас, представителей рода человеческого, независимо от места рождения и образа жизни, является своеобразным кладезем символов, которые довлеют над нами. Сама по себе астрологическая символика зиждется не только на конфигу рациях созвездий, но также и на человеческих прототипах.

Изучая характеры многих людей, рожденных в один день, в соответствии с базовыми постулатами психологии и астрологии, персонология пытается выявить и изучить знаковые идеи, действия, концепции, столкнуться с которыми – будь то в настоящем, прошлом или будущем – предстоит каждому человеку.

Персонология как теория циклов

День – год – жизнь – вечность

Как уже было сказано, ядром персонологии является циклическая ориентация. Их трех основных компонентов, формирующих это учение – астрологии, истории и психологии, – лишь астрология требует циклического подхода. Возможно, все упирается в метафористическое сравнение Зодиака с гигантским колесом, расчлененным на триста шестьдесят градусов. История зачастую преподносится нам прямолинейно – факты, которыми она оперирует, словно бусины, нанизаны на нитку, тянущуюся из глубин темного, загадочного прошлого к еще более непредсказуемому будущему. Впрочем, Гегель в девятнадцатом веке представил несколько иной взгляд на историю, согласно которому в основе динамичных, интерактивных систем лежат все же циклы и диалектика (аргумент против прямолинейного подхода).

Астрология, как и индуистская теория Великого колеса времен, учит, что мы движемся по кругу протяженностью в две тысячи лет, а затем пятимся назад, пока вновь не достигнем исходной точки отсчета. Уиль ям Батлер Йитс, ирландский поэт-мистик, полагал, что жизнь идет по спирали, звенья которой символизируют подъемы и падения в развитии цивилизации. Его поэма «Второе пришествие» начинается словами: «Кружа и кружа по широкой спирали, сокол не слышит короткой пищали». Как видим, странствия сокола весьма метафорично изображают движение исторического процесса.

По аналогии с постулатами средневековой алхимии, провозглашавшими сходство земных процессов с небесными, последователи Джорджа Гергиеффа (как, скажем, Родни Коллин, автор книги «Теория небесного влияния») утверждали, что циклическое вращение вокруг атома (в микромире 1 × 10–10) соотносимо с круговым движением планет вокруг Солнца (в макромире 1 × 10 +10). Каждый шаг на огромном пути – будь то восхождение от единиц к тысячам, миллионам, миллиардам и триллионам или же, напротив, обратный процесс – это новые открытия, и где-то в середине этого пути, в нулевой точке отсчета, лежит мир нашей повседневности. Законы Ньютона в основном были сформулированы именно для него, но претерпели вынужденные изменения, связанные с тем, что наука вышла на изучение как неизмеримо более масштабных (глобальных), так и, наоборот, микроскопически малых явлений и величин.

Персонология базируется на следующем центристском постулате: день – есть год – есть жизнь – есть вечность. Тем самым она модифицирует традиционную астрологию – во-первых, придавая ей эмпирический, земной акцент, а во-вторых, рассматривая каждый зодиакальный знак в свете эволюции предыдущего. Таким образом, астрологические знаки сами по себе уже не являются неким абсолютом, скорее они отождествимы со спицами в Великом колесе жизни. Дейв Рудьяр, великий астролог нашего времени, первым предложил и развил эту идею.

Чтобы перевести язык астрологических знаков в плоскость более понятную, достаточно представить пояс Зодиака как человеческую жизнь протяженностью в восемьдесят четыре года (цифра ориентирована на планету Уран, период обращения которой вокруг Солнца составляет именно восемьдесят четыре года). Таким образом, «жизнь» можно условно разделить на двенадцать равных сегментов по семь лет каждый. Например, Овен, первый знак Зодиака, может символизировать период от рождения до семилетнего возраста. Путешествие по Зодиаку от Овна до Рыб, которое мы с вами предпримем в этой книге, собственно, и представит нам полный цикл жизни – от рождения до смерти.

С точки зрения исторической мы можем найти частичное объяснение тому, почему схожие личности рождаются в разные временные периоды, но под одним знаком, в одной астральной точке пересечения или в один и тот же день. Циклическая подоплека так называемых реинкарнаций – в свете теории спирали Йитса – предполагает, что каждый тип личности возникает на том или ином витке спирали, но всегда в определенном временном промежутке.

Как известно, психолог Эрик Эриксон в своей фундаментальной работе «Детство и общество» модифицировал идеи Зигмунда Фрейда о стадиях эволюции (оральной, анальной, фаллической), «очеловечив» их, переведя в плоскость «доверие-недоверие». И все же еще лет двадцать назад большинство психологов рассматривали именно детство как непосредственный период развития человека, отрицая возможность такового в среднем и преклонном возрасте. Лишь розенкрейцеры не выделяли приоритетов в этом смысле, признавая равенство всех возрастов.

В наши дни в психологии наконец возобладала гуманистическая точка зрения. Абрахам Маслоу, которому отчасти посвящен настоящий труд, полагал, что каждый человек должен эволюционировать в течение всей своей жизни и что именно утрата им возможности движения вперед означает, собственно, прижизненную смерть. И поэтому ученый настойчиво призывал человека бороться за то, чтобы полностью реализовать способности, заложенные в нем.

Сердцевиной персонологии является попытка связать в единое целое астрологию, историю и психологию, при этом акцентируя внимание именно на эволюционной, а не статичной модели развития индивида. Типы личностей, сгруппированные под двенадцатью знаками, сорока восемью периодами и тремястами шестьюдесятью шестью днями (включая и день високосного года), гибки и подвижны, плавно переходят один в другой, подвержены постоянным изменениям и, конечно, полностью лишены монументальности.

Дни рождения

Дни рождения, представленные в этой книге, собраны из многих источников. Случалось, эти источники противоречили друг другу в том, что касается даты появления на свет того или иного индивидуума, и тогда приходилось искать консенсус на базе пяти-шести таких источников. В процессе сбора данных неизбежно сталкиваешься с типичными, повторяющимися ошибками: скажем, день выбран правильно, но месяц указан неверно, или, наоборот, имеет место ошибка в дате – вместо восемнадцатого дается восьмое число, вместо двадцать первого – второе. Иногда день рождения путается с днем смерти, вполне вероятно и такое, что исследователь попросту путает двух индивидуумов с одинаковыми или похожими именами.

Читайте также:  Совместимость по гороскопу мужчина лошадь дева

Не ошибусь, если скажу, что дни рождения – категория довольно скользкая. Например, в мире шоу-бизнеса не гнушаются тем, чтобы присвоить кумиру публики вымышленный день рождения, связывая его, скажем, с Рождеством, ведь это несомненно добавит популярности идолу толпы. Я лично не знаю дня рождения Луи Армстронга, в то время как многие издания с удовольствием указывают дату 4 июля. Но как же тогда узнать истинный день рождения того или иного человека?

В двадцатом веке в качестве доказательства даты и места рождения традиционно принято считать свидетельства и другие документы, удостоверяющие эти факты. Однако во многих европейских странах, в Италии, например, рождение ребенка фиксируется лишь спустя несколько дней, и здесь не исключены некоторые неточности. Во всяком случае, ошибки порядка плюс-минус один день весьма распространены. Если же мы вернемся в девятнадцатый, восемнадцатый, семнадцатый века или даже в глубокую древность, то столкнемся с еще большими разночтениями, поскольку в те времена чаще регистрировался день крещения, а не день рождения.

К счастью, выручают матери – они-то уж всегда помнят о столь знаменательном дне в своей жизни, и, как правило, даты рождения детей навечно оседают в их памяти. Отцы же могут связывать с днем рождения чада какие-либо эпизоды в своей карьере или другие события, происходящие в мире. Восстановить их в памяти потом несложно, так что соответственно всплывает и интересующий нас день рождения.

Однако не стоит отрицать и того факта, что некоторым людям свойственно желание скрыть реальную дату своего рождения и умышленно присвоить себе другую. Приведем такой пример. Кэтрин Хепберн, вероятно, хотелось культивировать образ Скорпиона, и как результат – киностудии всегда выдавали 8 ноября за день ее рождения. На самом же деле Хепберн родилась 12 мая, в этом она по наивности призналась в самом начале своей карьеры. Марчелло Мастроянни настаивал на том, что факт его рождения был зарегистрирован с двухдневным опозданием, но днем его рождения и поныне считают 28 сентября.

Дополнительную путаницу вносит и продолжительность самого года. Исторические примеры неспособности человека с точностью измерить эту величину просто поразительны. Все началось с Юлия Цезаря. По совету греческого астронома он установил юлианский календарь, согласно которому продолжительность года составляла ровно 365 и одну четверть дня. Единственное, что оставалось человеку, – это добавлять один лишний день каждые четыре года. Правомерность такого подхода была опровергнута средневековым английским историком преподобным Бидом, который в восьмом веке объявил миру, что юлианский календарь на одиннадцать минут и четырнадцать секунд длиннее положенного. Однако лишь в шестнадцатом веке к этому опровержению прислушались: папа Римский Григорий XIII и его эксперты определили, что накапливав шаяся веками ошибка юлианского календаря достигла к тому времени ни много ни мало целых десяти дней. С целью устранить отставание было объявлено, что день, следующий за четвертым октября 1582 года, станет не пятым, а пятнадцатым октября. В дополнение к этому папа, дабы избавить будущее поколение от беспокойства по поводу летоисчисления, провозгласил, что високосные годы, состоящие из трехсот шестидесяти шести дней, будут повторяться раз в четыре года, за исключением тех лет, которые оканчиваются на 00 (иначе говоря, знаменующие начало нового века). Из них, в свою очередь, високосными будут считаться лишь те, которые кратны четыремстам (таким образом, 1900-й не является високосным, в отличие от 2000 года).

Хотя Григорий, казалось, и решил проблему, у собирателей дат рождения возникли новые трудности, поскольку директивам папы подчинились только католические страны, находившиеся под непосредственным влиянием Рима (Франция, Италия, Португалия, Испания, Люксембург). Протестанты вносили изменения в свой календарь уже позже и в разные периоды. Самая большая проблема, кстати, касается дней рождения англичан, поскольку Британия пошла на замену календаря лишь в 1752 году. Разумеется, британский старый стиль (юлианский) можно легко перевести в новый (григорианский) путем элементарного прибавления десяти дней. Однако сразу же возникает вопрос: какой день считать днем рождения, скажем, Джона Милтона – 19 декабря (по новому стилю) или 9 декабря (по старому стилю)? Или, например, что прикажете делать с фигурой такого масштаба, как Джордж Вашингтон, во время жизни которого произошел переход на новый стиль? Следует ли считать днем его рождения 11 февраля (старый стиль) или все же 22 февраля (новый стиль)?

Во избежание путаницы в календаре дней рождения, приведенном в нашей книге, мы придерживались следующих правил. В отношении тех европейцев, которые умерли до перехода на новое летоисчисление, мы приводим их дни рождения по старому стилю. Хотя астрологи и не согласны с таким подходом и продолжают настаивать на том, что, скажем, 3 апреля 1421 года на самом деле есть 12 апреля 1421 года, мы все-таки позволим себе поспорить. По нашему убеждению, датой рождения должен считаться день, одновременно подтвержденный официальным документом и отмеча емый человеком при жизни. В особых случаях, каса ющихся небольшого числа личностей вселенского масштаба, дни рождения приводятся по новому стилю. Таким образом, на все исторические дни рождения в основном распространяется старый стиль, но лишь до тех пор, пока в той или иной стране не перешли на новый. Так, дни рождения в Британии семнадцатого века даны по старому стилю, хотя в других странах эти даты уже ушли на десять дней вперед.

Если говорить о британских и американских гражданах, родившихся в начале восемнадцатого века, то можно смело перекладывать даты их рождения на новый стиль, поскольку большинство их них в 1752 году сознательно изменили свои дни рождения и следовали новым датам.

И последнее из разряда трудностей: к русским, родившимся в девятнадцатом веке (а Россия не меняла свой календарь вплоть до революции 1917 года), мы применили следующий подход. Дни рождения, приходящиеся на девятнадцатый и двадцатый века, даны по новому стилю, поскольку в это время весь остальной «цивилизованный» мир уже перешел на новый календарь. Таким образом, днем рождения Чайковского неизменно считается 7 мая, хотя на самом деле он родился на двенадцать дней раньше – 25 апреля по российскому старому стилю.

Источник