Разновидности гаданий в Болгарии

Разновидности гаданий в Болгарии

Ворожба, гадание, прорицание являются составной частью лечебной магии. Для обозначения лиц, занимающихся прорицанием, используется термин falci — гадальщик, предсказатель falcilik etmaa — заниматься гаданием, ворожбой). Человеку всегда хотелось заглянуть в будущее — подготовиться к ожидающим его трудностям, узнать судьбу своих детей. Однако чаще всего к прорицателям обращались в случае пропажи скота или денег; для определения причины безбрачия сына/дочери; чтобы установить, кто навел порчу и т. д.

Широко распространено гадание на картах «kiyatlan fal», которым традиционно занимаются женщины (falci kari, falciyka — ворожея, гадалка). Несмотря на то, что под влиянием христианства этот способ прорицания рассматривается в народе как грех, тем не менее, к нему нередко прибегают для определения причин проблем в семейной жизни, предсказания судьбы собственных детей (fal gekmaa, zodiyani bakmaa) и т. Д. В зависимости от выпадавших на картах чисел, предсказывали и продолжительность жизни больного. Так, если фигурировали «пятерки» и «шестерки», то считалось, что человеку осталось недолго жить, и наоборот — если выпадали «восьмерки» или «девятки».

Различные несложные способы гадания и сегодня практикуются простыми женщинами пожилого возраста. Одна из жительниц с. Бешалма, гадающая при помощи кукурузных зерен «teneylan fal» / «papqoylan fal», по нашей просьбе продемонстрировала свое уменье. О данном способе гадания рассказывали нам и в других гагаузских селах. Для этого берется 40 зерен кукурузы, одно зерно дают тому, кто пришел с просьбой погадать. Он мысленно «вкладывает» в него свой вопрос, на, который хочет узнать ответ и возвращает зерно гадалке. Затем она трижды раскидывает зерна и по их положению гадает.

Разновидности гаданий в Болгарии

Если выпадает число 5, то это считается плохой приметой, а если 9 — то хорошо. Расклад, по словам информатора, может быть только такой — пять на девять. В свою очередь отметим, ворожба на кукурузных зернах не является разновидностью профессиональной формы гадания, так как человек, делающий это, не получает вознаграждения. Обычно женщины, у которых в семье возникала какая-либо проблема (как-то: пропала вещь, деньги и т. Д.), прибегали с бедой к соседке, умеющей предсказывать таким способом. У гагаузов Болгарии широко применялось гадание на бобах.

Для индивидуального пользования некоторые пожилые гагаузки в прошлом прибегали к гаданию при помощи собственного передника, который они традиционно носят и в настоящее время. Женщина мысленно произносила свой вопрос, а потом по определенной системе трижды складывала примерно посередине низ фартука, как бы меряя его. Однако при серьезных семейных проблемах или при заболевании обращались к прорицательницам.

В одном из гагаузских сел зафиксировано использование современной разновидности гадания по фотографии. По словам информаторов, одна из жительниц с. Баурчи (умышленно не указываем ее фамилии) среднего возраста довольно эффективно применяет этот способ при диагностике заболевания, а также практикует народные способы лечения. К ней обращаются как жители гагаузских сел, так и приезжающие из других мест.

Разновидности гаданий в Болгарии

По определенным критериям в данном случае больше приемлем современный термин целительница, чем знахарка, хотя ею широко используется народная лечебная магия, в том числе заговоры. Начинала она как обычная сельская врачевательница, но позже для посетителей было достроено в ее же частном доме специальное помещение (с отдельным входом), предназначенное для приема больных. Последние обращаются к ней по имени-отчеству. По имеющимся сведениям, ее мать также занималась лечением больных. Со слов одного из респондентов, целительница берется лечить различные заболевания, но не всегда успешно. Так, заболевание кожи она лечила заговором и покалыванием ножом по спине больного. Несмотря на пройденный сеанс, человеку, страдающему этим заболеванием, вылечиться не удалось.

Читайте также:  Народные гадания на Руси

В народном календаре довольно широко представлены так называемые женские гадания о замужестве, о счастье. Обычно девушка пыталась предугадать не только имя будущего супруга, но и примерное местонахождение села, откуда родом ее будущий муж и куда ей предстоит уехать из родительского дома.

Некоторые способы новогодних гаданий связаны с использованием хлеба. При помощи небольшой обрядовой лепешки (pitacik), приготовленной на «молчаливой» воде — sakli su (букв. Тайком принесенная вода, то есть, когда ее несли, ни с кем не разговаривали), гадали о времени замужества. Несколько девушек, собравшихся в одном доме, клали свои лепешки на порог и звали собаку; чью лепешку собака съест вначале, та первой и выйдет замуж.

Содержание ряда новогодних гаданий было направлено на то, чтобы воздействовать на подсознательные механизмы психики, например, увидеть во сне суженого. Один из способов также связан с использованием хлеба. Садясь ужинать, первый положенный в рот кусочек хлеба необходимо вынуть изо рта, завернуть его в платочек и положить под подушку, произнося заклинание, в котором призывали суженого явиться во сне: «kim benim olucek, gel benim duquma». С такой же целью девушки клали под подушку расческу или ключи от дверей и произносили аналогичное заклинание.

Разновидности гаданий в Болгарии

У гагаузов Болгарии о состоятельности хозяина гадали по сердцу зарезанной свиньи или ягненка. Если при разрезании его на две половинки они были полны кровью, то считалось, что у хозяина много денег.

Анализ используемых в колдовстве реквизитов и магических действий свидетельствует о том, что многие из них применялись в лечебной магии: травы (тмин и др.), яйцо, вода, одежда (рубашка) и т. Д.

Некоторые элементы, относящиеся к области приворотной магии и трактовавшиеся знахарками как разновидность народного способа лечения, аналогичны использовавшимся в лечебной магии: связь с фазами луны, временем суток и др. Однако содержание совершающихся над ними действий имело противоположное значение, так как было направлено на нанесение вреда здоровью и благополучию человека или преследовало цель управлять чувствами человека по собственному желанию.

В последнее время женщины все чаще приходят к знахаркам с просьбой нейтрализовать действие приворота, которому подверглись их мужья. Актуальность обращения к данному виду магии свидетельствует о том, что, с одной стороны, активно идет процесс утраты традиционных ценностей, что в первую очередь сказывается на институте семьи. С другой стороны, в связи с массовым отъездом мужчин за рубеж на заработки на довольно продолжительные сроки многие семьи стали распадаться.

Составной частью колдовской магии являются многочисленные традиционные способы гаданий, хорошо сохранившихся у гагаузов до настоящего времени. В использовании элементов колдовской магии с целью наказания виновных наблюдается тесная связь с религиозными воззрениями. Согласно традиционному мировоззрению крестьян, проклятье как вид наказания не только допускалось, но и рассматривалось как форма социальной справедливости. Таким образом, элементы колдовской магии использовались как действенный механизм для выявления и предотвращения правонарушений в традиционном обществе, узаконенный благодаря призванию на помощь бога и святых.

Собранный уникальный материал по магии и колдовству может послужить, на наш взгляд, ключиком к пониманию не только их сущности, но и содержания более ранних пластов традиционной культуры. Ценным является то, что представленные в работе приемы магии и элементы колдовства в настоящее время сохраняют свою значимость в быту и в народной медицине гагаузов.

Похожие статьи