Календарные праздники и обряды: Февраль

Календарные праздники и обряды: Февраль

В славянском календаре февраль был последним месяцем года и назывался сечень, то есть отсекающий зиму, или лютень.

Кудесы

10 февраля считался днем домового Название «кудесы» происходит от старославянского «кудес» – бубен, видимо, изначально общение с домовым сопровождалось музыкой. Домовой, по сути, дух, охранитель или покровитель дома и семьи. Как правило, его представляют в виде маленького старичка с длинной бородой и непропорционально большими глазами, руками и босыми ногами.

Кудесы

Обитать домовой мог как в самом доме, так и в хозяйственных пристройках. Обычно домовой изображается положительным персонажем, склонным помогать людям, присматривать за порядком в доме или ухаживать за лошадьми. Обиженный хозяевами домовой мог вредить, портить еду, пугать скотину и даже насылать хвори.

Считалось, что без домового в доме не будет достатка, а в семье – лада. Перед переездом его заманивали в какой-нибудь бытовой предметы и заносили в новый дом. Забытый в старом доме домовой начинал считать новых хозяев «чужими» и стремился навредить, выгнать нежеланных гостей.

Поэтому славяне стремились задобрить домового, показать ему свое уважение. В Кудесы на стол накрывалась новая скатерть, выставлялись сладости, пироги, каша, молоко. Кроме этого, иногда выкладывали подарки – мелкие монеты, лоскутки, ложку, пуговицы. Утром с домовым здоровались – здравствуй, домовой хозяин, если уходили, просили – гляди дедушка домовой, не пускай никого.

Громовница

Громовница

15 февраля славяне отмечали Громовницу, день, посвященный таким силам, как свет, огонь и гроза, богу Перуну и его жене Громовнице, или как ее еще называли, Перунице.

В этот день грядет перелом зимы и можно услышать гром, предвещающий скорую победу над Мореной. В православной традиции праздник трансформировался в

Сретенье Господне

Специально для празднования в селениях изготавливали лучший воск, накануне же события, заливали его в формы – так делали громовые свечи, символизирующие небесный огонь. С этими свечами шли на капища, где зажигали их, моля о защите от молнии, или дождях при засухе, об исцелении больных.

Сретенье Господне

Одним из красивейших и таинственных обрядов Громовницы был женский коллективный танец Огнедева. Волхв зажигал большую свечу и начинал молитву, а женщины, образуя хоровод, танцевали вокруг, после чего зажигались свечи у всех участников ритуала. После празднования, огарки свечей, напитавшиеся энергией молений, хранились дома. В случае болезни или бед их снова зажигали и молили богов о заступничестве и помощи. Считалось, что летом, во время гроз, свечи защищали дом от молний.

Еще одним обрядом, в котором участвовали почти все жители, было заклинание солнца. На закате они выходили со дворов, собираясь на открытом месте, и выкликали солнце. Если в самый последний момент солнце успевало показаться из-за облаков – быть скорому теплу. В противном случае готовились к затяжным холодам.

Опахивание

Опахивание

Одним из февральских обрядов было опахивание селения. Служило это действие для защиты от Коровьей смерти.

Женщину, как правило, вдову, запрягали в соху и вели вокруг деревни, вспахивая землю таким образом, чтобы комья отваливались в сторону от жилья. Участники обряда брали с собой жертвенных животных: петуха, кошку или собаку, а иногда и всех вместе и по окончании вспахивания магического круга, зарывали жертву вместе с «коровьей смертью» в землю.