HMS Ark Royal — (не) счастливый корабль

HMS Ark Royal - (не) счастливый корабль

Построенный на основе ограничений Вашингтонского договора, авианосец HMS Ark Royal (91) получил титул «счастливого корабля», поскольку он несколько раз избегал погружения в течение нескольких операций, в которых он принимал участие. К сожалению, его удача закончилась в ноябре 1941 года.

Первая попытка построить авианосца, которая в конечном итоге получила название HMS Ark Royal, состоялась уже в 1923 году. Был создан план по расширению флота, согласно которому новый авианосец должен был принимать на борт авиационную группу, состоящую из 72 самолетов, бронированного корпуса и палубы и двухуровневых ангаров внутри корпуса, а не как у многих первых авианосцев, в надстройке ниже колоды HMS Ark Royal

После вступления в силу положений Вашингтонского договора планы Адмиралтейства изменились, и строительство авианосца было отложено. Идея не была возвращена до 1934 года со все более напряженной международной ситуацией и, прежде всего, из-за расширения как немецкого, так и японского флотов. Тем не менее, британцы решили построить корабль в соответствии с ограничениями, налагаемыми Вашингтонским договором.

Поэтому предыдущие планы корабля были обновлены, чтобы вместить в основном предел водоизмещения в 22 000 тонн. Чтобы достичь этого, броня палубы и значительная часть брони корпуса были оставлены. Оборонное оборудование было удалено, оставив только зенитные вооружения. Кроме того, в конструкции корпуса в более крупном масштабе использовалась сварка вместо клепки, которая сэкономила около 510 тонн. HMS Ark Royal

Киль для авианосца был заложен 16 сентября 1935 года, запуск состоялся 13 апреля 1937 года (стоит отметить, что бутылка шампанского не разбилась в первый раз), а корабль вступил 16 декабря 1938 года. Это был тогда один из самых современных британских авианосцев, отличающийся современным строительством. К сожалению, как выяснилось позже, корабль не лишен структурных дефектов.

HMS Ark Royal счастливый корабль

Ark Royal был длиной 240 м, но корпус на ватерлинии был 219 м длиной. Стандартное водоизмещение было официально 22 000 тонн, однако максимальное водоизмещение составило 28 160 тонн. Привод состоял из трех паровых турбин, обеспечивающих скорость 30 узлов и дальность 14 100 км со скоростью 20 узлов. Оборонительное вооружение состояло из 16 универсальных 110-мм орудий, размещенных в восьми двойных башнях, 32 участка калибра 40 мм (помпы) в четырех наборах восьми графиков и 32 пулемета калибра 12,5 мм в восьми четырехместных комплектах. Группа авиакомпаний официально пронумеровала 72 самолета, но из-за размеров машин в то время были перенесены 50-60 Fairey Swordwish, Blackburn Skua, а затем и машины Fairey Fulmar HMS Ark Royal.

HMS Ark Royal - (не) счастливый корабль

Корабль имел бронированный пояс толщиной 114 мм и частично бронированную взлетную палубу (броня толщиной 89 мм, расположенная над котельной и складами для боеприпасов). Характерной особенностью были две стартовые катапульты и три подъемника, обслуживающие двухуровневые ангары. Экипаж состоял из 1580 офицеров и моряков.

Эксплуатация

Первоначально HMS Ark Royal должен был служить на Дальнем Востоке, но ситуация в Европе сделала его назначенным на Домашний флот и зарезервировала для Средиземноморского флота. В первые недели Второй мировой войны авианосец был делегирован боевой группе, целью которой было охотиться на немецкие подводные лодки. HMS Ark Royal

14 сентября 1939 года во время одной из подводных миссий он стал объектом немецкой подводной лодки U-39, которая выпустила две торпеды. Благодаря бдительности экипажа им удалось сбежать от них, и сопровождающие эскадренные войска Арк-Рой заставили немецкий корабль выйти, а затем затопили его. Другой контакт с противником произошел 25 сентября, когда авианосец напал на немецкие бомбардировщики. Большинство машин были вытерты, но одна упала бомба весом 1000 кг. К счастью, и на этот раз корабль не пострадал, о чем немцы не знали. Когда через несколько часов немецкий разведывательный самолет заметил британских эсминцев, но без авианосца считалось, что он смог утонуть. По мере того, как информация начала распространяться, британцы предоставили реальные источники в различные источники, чтобы уменьшить власть немецкой пропаганды.

В октябре 1939 года HMS Ark Royal был передан в Южную Атлантику, где он должен был принять участие в поиске немецкого крейсера Admiral Graf Spee Во время миссии британские самолеты перехватили несколько грузовых кораблей, как немецких, так и нейтральных. Дважды случался необычный инцидент, когда экипажи двух нейтральных кораблей признавали проходящий самолет в качестве атаки и покинули колоду. В первый раз экипаж одного из самолетов сбросил пакет с сообщением, информирующим об отсутствии опасности, но второй раз пакет не попал в цель.

Тогда Адмирал Граф Спи был найден в Монтевидео, Арк Роял был слишком далеко, чтобы принять участие в нападении. Тем не менее, британские власти использовали присутствие авианосца в море для мистификации, сообщая, что он впадает в Буэнос-Айрес для сбора предметов снабжения.

HMS Ark Royal - (не) счастливый корабль

Весной 1940 года авианосец должен был провести в Средиземном море, но был перенаправлен в Норвегию, где он оказывал воздушную поддержку береговым войскам. Также на этот раз Арк Ройял избежал удара, несмотря на воздушные атаки. После окончания операций в Норвегии авианосец вернулася в Средиземное море, где он принял участие в нескольких нападениях на итальянские базы и, прежде всего, предоставил разведку кораблям, которые атаковали французские военные корабли в Мерс-эль-Кебире в рамках операции «Катапульта».

В ноябре 1940 года Ark Royal вернулся в Великобританию, где он подвергся ремонту в сочетании с небольшой модернизацией. HMS Ark Royal

В феврале 1941 года британский авианосец принимал участие в поисках немецкого линкора Гнейзенау и Scharnohorst, а затем вернулся в Средиземном море, где она была делегирована для сопровождения конвоев на Мальту. После того, как Бисмарк затонул британский линкор HMS Hood, Арк Ройял был включен в состав сил, задачей которого было тонуть немецкий корабль. После того, как византийские отряды были найдены союзными войсками, Арк Ройал совершил торпедные атаки, получив три удара, в том числе тот, который повредил руль немецкого корабля.

Конец счастья

После потопа Бисмарка Арк Ройал вернулся в Средиземное море, где сопровождал конвои. К сожалению, 13 ноября 1941 года счастье авианосца подошло к концу. Во время круиза по Гибралтару армейская королевская боевая группа была замечена немецкой подводной лодкой U-81, которая запустила торпеду к авианосцу, получив удар возле машинного отделения. HMS Ark Royal

Хотя только один моряк был убит в результате взрыва, было много утечек, которые экипаж не мог контролировать. Кроме того, взрыв прервал связь между мостом и машинным отделением и привел к потере мощности в значительной части корабля. HMS Ark Royal был оставлен экипажем, и из-за углубления пятки, 14 ноября 1941 года, в 6:19, он упал за борт, разбился на две части и затонул.

HMS Ark Royal - (не) счастливый корабль

Последующее расследование показало, что командир авианосца капитан Лобен Маунд не подготовил блок для возможной торпедной атаки, и после эвакуации части экипажа он не издал приказ отправить ремонтную команду под советом, чтобы спасти судно от затопления.

Комиссия, изучающая затопление Ark Royal, также признала, что у блока были проектные ошибки, наиболее важным из которых является отсутствие резервной мощности и плохая структура переборки. Исходя из этих выводов, были внесены изменения в конструкцию новых британских авианосцев. HMS Ark Royal

Стоит добавить, что, хотя корабль находился под опекой эскортных подразделений до самого конца, точное положение его погружения неизвестно. Только в декабре 2002 года крушение было обнаружено на глубине 1000 м, примерно в 56 км от Гибралтара и тщательно изучено.