Дыра в море

Эти волны высотой до 30 метров появляются в абсолютно спокойном море ниоткуда и также бесследно исчезают, Их нельзя предвидеть, обойти и опередить. За короткий период своего существования они, став на пути лайнера, сухогруза или фрегата, становятся причиной морских и океанских трагедий, поэтому их так и назвали: «волны-убийцы». А еще придумали и синонимы: блуждающие волны, волны-монстры, белая волна, волна-разбойник…

В марте 2010 года кипрский круизный лайнер Louis Majesty следовал из Барселоны в Геную. В это время в Средиземном море разбушевался шторм, который для 200-метрового корабля не представлял большой угрозы, если бы не 8-метровая волна, возникшая неизвестно откуда. Тонны воды, которые обрушились на салон лайнера, снесли окна и ограждения на пятом уровне, а салон хлынула вода. Двое пассажиров, итальянец и немец, получили тяжелые травмы и погибли от большой кровопотери. Еще 17 человек получили ранения различной степени тяжести. Капитан судна не стал подавать сигнал SOS. Лайнер вернулся в Барселону, пострадавших госпитализировали, остальные пассажиры отправились домой. Всего на корабле находилось 1350 пассажиров и 580 членов экипажа.

Дыра в море

Беками мореплаватели рассказывали подобные истории о загадочном природном явлении, которые особенно часто наблюдались в районе Южной Африки. Суда исчезали бесследно, продолжают исчезать и сейчас… Рассказам про «волны-убийцы» никто из ученого мира просто-напросто не верил, и моряки с этим феноменом существовали сами по себе. Не убеждали и факты невозвращения кораблей на родные причалы, и обнаруженные обломки в морях, океанах, на берегах. Статистика была угрюмой: в среднем на океанских просторах терялся один корабль в сутки, зачастую бесследно, а ученые-океанологи по-прежнему утверждали, что волны высотой 36 метров невозможны и не могут быть причиной трагедий. Согласно их расчетам, такие волны образуются 1 раз в 10000 лет. Однако природа доказала, что даже математические модели иногда дают сбой.

Дыра в море

Первым фактом, который заставил ученых прислушаться к рассказам моряков, стал случай, произошедший в 1980 году с нефтеналивным танкером «Esso Languedoc», шедшим из порта Дурбан в ЮАР. Море было неспокойным, волны достигали в высоту 4 метра. Старший помощник капитана стоял на мостике, когда волна во много раз выше всех остальных появилась из ниоткуда и стала приближаться к судну. Он успел щелкнуть затвором фотоаппарата. Верхушка мачты по правому борту находилась на высоте 25 метров от уровня воды, поэтому высота волны в сравнении с ней была определена как 30,5 метра.

Танкеру «Esso Languedoc» удалось пережить сокрушительный удар, который потряс грузовое судно от носа до кормы, и стать, пожалуй, первым вещественным доказательством существования гигантских одиноких волн. Вопреки даже такому свидетельствованию ученые все равно сомневались в размерах волн-убийц, которые по-прежнему блуждали по морю-океану, выбирая очередную жертву…

В 1993 году в Бискайском заливе была зафиксирована волна высотой 30 метров, подбирающаяся с кормы к сухогрузу, получившему впоследствии относительно незначительные повреждения и своим ходом дошедшему до места назначения.

В 1995 году такое же приключение произошло с норвежской плавучей буровой установкой Bideford Dolphin, исследовавшей грунт в Северном море в 150 км от берега. Причем удар волны был такой силы, что шесть из восьми якорных цепей, удерживающих установку на месте, были сорваны, и платформа сломала погруженный в грунт бур. Повреждения оказались значительными, и было принято решение эвакуировать 51 члена экипажа.

И. Лавренов, автор книги «Математическое моделирование ветровых волн в пространственно-неоднородном океане» описал встречу российского танкера-рефрижератора «Таганрогский залив» с волной-убийцей, которая произошла 27 апреля 1984 года:
«Волнение моря после 12 ч тоже несколько уменьшилось и не превышало 6 баллов. Ход судна был сбавлен до самого малого, оно слушалось руля и хорошо «отыгрывалось» на волне. Бак и палуба водой не заливались. Неожиданно в 13 ч 01 мин носовая часть судна несколько опустилась, и вдруг у самого форштевня под углом 10-15 градусов к курсу судна был замечен гребень одиночной волны, -которая возвышалась на 4-5 м над баком (фальшборт бака отстоял от уровня воды на 11 м). Гребень мгновенно обрушился на бак и накрыл работающих там матросов (один из них погиб). Матросы рассказывали, что судно как бы плавно пошло вниз, скользя по волне, и «зарылось» в вертикальный срез ее фронтальной части. Никто удара не ощутил, волна плавно перекатилась через бак судна, накрыв его слоем воды толщиной более 2 м. Ни вправо, ни влево продолжения волны не было».

Только в период с 1969 по 1994 годы в Тихом и Атлантическом океанах при встрече с подобными волнами затонули или получили серьезные повреждения двадцать два супертанкера — при этом погибли пятьсот двадцать пять человек. Ещё
двенадцать подобных трагедий за это время произошло в Индийском океане.

В конце концов на нефтяной платформе в Северном море установили видеокамеру, приборы, и результаты наблюдений за несколько месяцев показали ученым. Исследователи были потрясены, увидев, что, действительно, время от времени возникают аномально высокие волны, не сопоставимые с общими погодными условиями. И наконец всерьез занялись проблемой.

Океанографы смогли проанализировать волновые спектры до, во время и после волны. Результаты были ошеломляющими. В результате они смогли дать научное название волне-убийце — «блуждающая волна». Она появляется неожиданно и никак не связана с другими волнами в спектре. Возникает из-за воздушных потоков, но направленность ей придает течение. Когда подводное течение сталкивается с волнами, идущими в противоположном направлении, волны могут сжаться и устремиться вверх, сформировав «блуждающую волну». Это объясняет, почему в районах с сильным течением так часты подобные явления. Течение Гольфстрим — одно из них и проходит через печально известный район Бермудского треугольника. Вполне вероятно, что причиной многих невероятных исчезновений в районе Бермудского треугольника является не воздействие сверхъестественных сил, а мощь самого океана и его порождений — волны-убийцы.

По крайней мере, для ученых появилась возможность научно развеять тайну Бермудского треугольника. Эти явления подтверждают и очевидцы, видевшие 30-метровые волны с воздуха. Пролетая над Бермудским треугольником летчики наблюдали, как неожиданно они поднимались, а затем внезапно возвращались в первоначальное положение. Причем обычно волна-убийца описывается как быстро поднимающаяся и приближающаяся водяная стена огромной высоты. Перед ней движется впадина глубиной несколько метров — «дыра в море». Именно эта особенность волны-убийцы, по мнению некоторых экспертов, опасна даже для низко летающих над морем вертолетов: в первую очередь, спасательных. Несмотря на кажущуюся маловероятность такого события, авторы гипотезы считают, что ее нельзя исключать и что как минимум два случая гибели спасательных вертолетов похожи на результат удара гигантской волны.

По внешнему виду «волны-убийцы» делятся на три основные типа: «белая стена», «три сестры» — группа из трех волн, одиночная волна — «одиночная башня». В 2001 году на юге Атлантического океана суда «Бремен» и «Каледониан стар» были атакованы несколькими тридцатиметровыми волнами, которые повредили капитанские мостики и уничтожили навигационное оборудование. В 2005 году пассажирское судно «Норвиджиан Дон» около побережья Северной Америки столкнулось с «тремя сестрами», которые серьезно повредили даже верхние палубы. А в 2010 году в водах Персидского залива жертвой «одиночной башни» стал японский танкер. Удар мощной блуждающей волны вызвал взрыв и повреждение верхней палубы. Один член экипажа получил легкое ранение. Танкер остался на плаву и своим ходом дошел до порта.
Огромные «волны-убийцы» высотой с 10-этажный дом возникают в океанах гораздо чаще, чем предполагалось ранее. В процессе исследования, предпринятого Европейским космическим агентством, за три недели со спутников были зарегистрированы более 10 волн 25-30 метров в высоту.

Читайте также:  Гибель Курска

Ранее ученые предполагали, что «волны-убийцы», которые могут перевернуть даже современное крупнотоннажное судно, возникают в результате естественных причин не чаще одного раза в 10 тысяч лет. По данным Европейского космического агентства, за последние 20 лет в океане затонули более 200 супертанкеров и контейнеровозов. В большинстве крушений ученые склонны винить именно «волны-убийцы».

Согласно общепринятым мировым стандартам, суда строятся с таким расчетом, что они могут противостоять шторму с высотой волны до 15-17 метров. Но ещё большее количество мелких судов (траулеры, прогулочные яхты) при встрече с волнами-убийцами просто исчезают без следа, даже не успев послать сигнал бедствия. Гигантские водные валы высотой с пятнадцатиэтажный дом сминали или разбивали суденышки. Не спасало и мастерство рулевых: если кому-то удавалось успеть развернуться носом к волне, то его участь была такой же, как и у несчастных рыбаков в фильме «Идеальный шторм»: кораблик, пытаясь взобраться на гребень, становился в вертикальное положение — и срывался вниз, падая в пучину килем кверху.

Волны-убийцы появляются и в спокойных водах. Они формируются под влиянием шторма, бушующего за сотни миль, а затем их гонит в определенный район сильный ветер.

В США во время соревнований по виндсерфингу волной смыло нескольких зрителей. Импровизированная трибуна располагалась на каменистом пляже. От моря людей ограждала невысокая платформа. Она явно не была рассчитана на волны высотой под два метра. Одна из таких и накрыла зрителей. Многих из них отбросило прямо на камни и железные ограждения. 13 человек получили серьезные травмы, в основном переломы рук или ног.
Экипаж парусной яхты из Франции, состоящий из отца и сына, в июле 2009 года был спасен после того, как блуждающая волна выбросила их за борт, когда они мчались к печально известной скале Фастнет. Лорен Боннио и его сын Гильом участвовали в регате, плывя из Бретани в составе флота из 75 яхт, когда в семи милях от Балтимора (графство Корк) произошел этот несчастный случай.

Учёные, моделирующе загадочные океанские волны-убийцы, и представить не могли, что такая рукотворная модель уже действует в Балтийском море. Его берег атакуют мини-блуждающие волны, создаваемые скоростными судамию.
Еженедельник Eesti Ekspress писал о том, что ежедневно скоростные суда совершают десятки рейсов по маршруту Таллинн-Хельсинки и обратно. От судов, следующих со скоростью 27-35 узлов в час, расходятся волны непривычной формы и направления, которые представляют опасность как для людей, так и для побережья.
Так, в апреле 1996 года из поселка Хаабнеэме близ Таллина трое мужчин, руководителей известной строительной фирмы, вышли в море на лодке, чтобы поставить сети. Лодка перевернулась и мужчины утонули. Назывались разные причины, из-за которых могла перевернуться лодка, но профессор Тармо Соомере считает, что причиной гибели людей могла стать и волна-убийца.

В сентябре 2000 года двое рыбаков вышли в море, чтобы вытащить поставленные у Мийдуранна сети. Море было сравнительно спокойным, как вдруг в лодку ударила сильная волна. Вторая волна опрокинула лодку. Эта история нашла отражение в СМИ, которые предположили, что волны могли образоваться от прошедшего скоростного судна.

В 2003 году на полуострове Пальяссааре в Таллинне, неподалеку от Екатерининского причала, волна-убийца погубила молодого человека.

В 2005 году на городском пляже волна, неожиданно обрушившаяся на берег, утащила в море игравшего на берегу маленького ребенка.

Волны, возникающие после прохода скоростных судов, ведут себя не так, как обычные волны, и даже опытные моряки не могут предугадать, когда спадет гребень волны. Эта волна-убийца не обязательно несет огромную массу воды. В центральной части Финского залива средняя высота волн составляет 60 см. Ветер, под действием которого и образуются высокие волны, не может соперничать со скоростными судами.

Представители судоходных фирм утверждают, что не имеется юридически корректных доказательств того, что в появлении волн-убийц в Балтийском море виноваты именно их суда. Специалисты в области физики моря могли бы доказать это, но ни один суд в Эстонии не сможет использовать в качестве доказательств сделанные ими расчеты.
И еще одна история, косвенно связанная с волнами-убийцами. С 25 октября 2.011 года морской спасательно-координационный под-центр Южно-Сахалинск дважды в сутки передаёт оповещение по флоту о навигационной опасности: по Охотскому морю без людей и опознавательных знаков дрейфует «корабль-призрак» — в виде обыкновенной баржи.
Откуда взялась баржа — дело тёмное. Никто из судовладельцев Приморья и Камчатки факт пропажи своего движимого имущества не признаёт. Есть предположение, что это может быть нефтеналивная баржа «ННБ 116-06″, которая в декабре прошлого года оторвалась от причала в порту Охотск и оказалась в открытом море. По этому поводу было написано письмо в Министерство транспорта России — за разъяснениями, но ответа все еще нет. Предварительно удалось установить, что «ННБ 116-06″, как и буксир «МБ-379″, в компании с которым нефтеналивная баржа аварийно покинула порт Охотск в декабре прошлого года, замяло льдами у берега.

Так что сейчас по Охотскому морю «гуляет» некая другая баржа. Её обнаружил во время шторма траулер «Майронис». Удивляют размеры дрейфующей баржи — 12 метров. Трудно себе представить, что кто-то пытается возить по морю грузы на судне величиной с три автомобиля «Жигули». И вполне возможно, что баржа также стала жертвой блуждающей волны. Но в настоящий момент истину установить невозможно: навигация для буксиров и других маломерных судов, осуществляющих поиск, в здешних морях закончилась. Хотя…

Если бы ученые серьезно занялись и этим фактом, то очень вероятно, что легенды о кораблях-прираках, также, как и мифы о загадочных явлениях, происходящих на морях и океанах, были бы развеяны.

Похожие статьи